Тернистый путь к победе

На пьедестал вышла вся команда. С флагом России. Всё позади. Мы первые. Где-то сбоку суетятся американцы, спешно передавая на вторую ступеньку свой звездно-полосатый. И тут мы их обошли! Хороший конец – делу венец. А каких неимоверных усилий нам стоила эта победа!
Вспоминается зимняя подготовка. Подъем до рассвета…-35°С. При такой температуре нужно от полутора до двух часов, чтобы прогреть самолет. И перерывы между взлетами недопустимы – самолет остывает за 10 минут. Вот и приходится совершать четырехчасовые полеты. Условия далеки от курортных!
Вечером – подготовка следующего летного дня: укладка полос, заправка, осмотр и ремонт авиатехники. Развлечения не для слабых духом!
Лишь теперь, стоя на первой ступеньке пьедестала, почему-то подумал о команде… Как она сплотилась, преодолевая в процессе тренировок тяжелые условия. До этого момента не задавался таким вопросом. Видимо, все мои мысли были заняты предстоящим событием - Чемпионатом Мира по высшему пилотажу в классе ADVANCED, проходящим в Польше, городке Радом с 3 по 12 августа 2006 года, на бывшем аэродроме сил Варшавского договора, а ныне базе НАТО, охраняемой доблестными бойцами Войска Польского.
Надо отдать должное организаторам – они сделали все, что могли. Но «сделать» погоду оказалось им не под силу. С первого дня тренировок погода преподносила нам сюрпризы.
По правилам соревнований, полеты возможны при высоте облачности не менее 800 метров. Наши тренировки постоянно прерывали заряды дождя и низкой облачности. Было очевидно – тренировочного времени на всех не хватит! А слетать над «квадратом» для нас, спортсменов, очень важно: привыкаешь к месту. И вдруг мы замечаем, что очередность летающих «загадочным» образом изменяется в пользу американской команды – чтобы все летчики США успели потренироваться. Вот и становится понятным, кто претендует на первое место, и с помощью каких методов «спортивной» борьбы. Поначалу мы не придали этому значения, а зря…
Жеребьевка первого дня (квалификация) для нас сложилась довольно удачно: в первой двадцатке наших летчиков не было. Повезло! Ведь судьи обычно на первых участниках «разогреваются» и не ставят им высоких оценок. Нужно пояснить, что основная цель использования упражнения Q (квалификация) - отсеять пилотов низкого уровня. Хотя, как показала практика, к дальнейшим соревнованиям все равно допускают всех – независимо от результата Q.
Надеясь на лучшее, мы не оплошали. Результаты Q говорили сами за себя: первые три места наших. Это Саша Курылев, Миша Переверзев и Гена Петров. Но все же ликовать победу еще было рано – Q упражнение незачетное. Неплохое выступление членов команды (а большинство из них в верхней части протокола) позволяет нам летать следующее упражнение в конце. А это означает, что судьи будут знать – летают сильнейшие.
Подготовка к этому чемпионату для нашей команды складывалась весьма нелегко. К сожалению, это становится правилом. Команда страны, давшей миру лучшие пилотажные самолеты фирмы Сухого Су–29, к сожалению, таковых не имеет. Самолеты фирмы Яковлева, по-прежнему имеющие неплохие шансы в классе ADVANCED, безнадежно состарились, и только единицы из них могут быть допущены к соревнованиям «по возрасту». И, тем не менее, несмотря на всю сложность ситуации, главному тренеру сборной России, Виктору Смолину, удалось обеспечить команду необходимым минимумом самолетов. А самое замечательное то, что мы смогли выступить и на самолете Су–29, любезно, но не безвозмездно, предоставленным одним из подмосковных коммерческих авиаклубов. Иначе как одним из парадоксов современной российской демократии этот факт не назовешь: спортсмены сборной России должны платить за то, что они защищают честь страны!
Но вернемся в Польшу. Погода явно была не на стороне спортсменов. После того, как первые 32 пилота из 64 отлетали произвольную программу, она сказала нам: нет. Опустилась облачность, и полил дождь. Для пилотов ожидание погоды – дело привычное, однако, в условиях соревнований поставлены жесткие временные рамки. И если не удастся отлетать полную программу – Q, произвольную программу (FREE) и два «темных» комплекса, которые летаются без подготовки, «с листа», то возможны два варианта развития событий. Если полностью отлетали только Q, то Чемпионат объявляют неразыгранным, и все несолоно хлебавши разъезжаются по домам. Если удается полностью отлетать Q и произвольную программу, то в этом особом случае Q принимается как зачетное упражнение и Чемпионат разыгрывается по сумме Q и Free. Так как в Сборной России основное внимание уделяется подготовке к самым сложным – «темным» комплексам, всегда немного обидно, когда Чемпионаты разыгрываются без них. Но – таковы правила.
На следующий день погода немного подобрела к нам, и семь пилотов успели слетать программу. В это время команды подают свои фигуры для составления «темных» комплексов. Затем каждая команда предлагает свой вариант комплекса и подает его в жюри. Как правило, принимают любой подходящий вариант, но только не тот, который подала команда России. На этот раз мы оказались хитрее международного жюри: просим дружественную нам команду подать один из наших вариантов. Уловка сработала – наш вариант принят. Но вот этого мы не ожидали: протест от команды США. Они задним умом поняли, что Россия их обыграла, и взбеленились: собрали подписи 11 стран против. Хорошо, что у жюри хватило разума не поддаваться на дешевые провокации – протест был отклонен.
А тем временем небеса дали слетать еще 26 участникам. Осталось 8 человек, не отлетавших произвольную программу. Опять томительное ожидание. Мы смотрим результаты и приходим в ужас. Первые три места занимают спортсмены США с довольно не характерным для таких случаев большим отрывом. Ясно одно: спорт закончился – начались интриги. Все пилоты видели, как летали американские спортсмены, и мнение было однозначно: двое из них слетали весьма средне. Однако командный результат складывается из суммы результатов трех лучших пилотов. Понятно, почему так «подняли» именно американскую троицу. Командный результат опережает нас на 80-100 очков. Это очень большой отрыв.
Погоды по-прежнему нет… Настроения тоже… Сложно бороться, когда 5 из 6 судей занимают проамериканскую позицию. Самое трудное на соревнованиях – ожидание. Время играет против спортсмена – он может «сгореть». Невозможно находиться в готовности долгое время. Но все же надежда умирает последней: в списке неотлетавших пилотов было еще трое наших ребят. И у них неплохие шансы, но ожидание – самое мучительное.
Наконец, появляются просветы… Можно взлетать. Саша Курылев поднимается в воздух. Высота облачности ниже нормы. Саша докладывает об этом главному судье. Следует команда на посадку. У Саши обнаружены неполадки с радиостанцией, и он не слышит этой команды, тем самым вызывая раздражение у главного судьи. Но вот Саша идет на посадку. Опять изнуряющее ожидание.
Разведчик погоды докладывает, что облачность поднимается и достигает 780 метров. Еще немного и будет допустимый для полетов минимум 800 метров. Мы спешим к самолету… И видим картину: вместо Саши выруливает на стадион следующий за ним американский спортсмен. Вот это сюрприз! Нашего пилота обвиняют в пропуске очередного полета! Мы идем в штыки и доказываем стартовому судье, что время подготовки к вылету еще не вышло. Саша садится в самолет и выруливает на старт, но его возвращает старший судья. В результате в этот день Саша не слетал, а совместно с представителем команды и президентом ФСС России Ивановым В.К. объяснялся с президентом международной пилотажной комиссии CIVA Майком Хьюэром (США). Нам удалось отстоять свое мнение, и решение было принято – Сашу допустили к полетам на следующий день. Но американская команда подала протест с требованием оштрафовать Курылева на 100 очков. Такой штраф отбрасывает пилота мест на 10 к концу протокола. Но и в этот раз правда восторжествовала – протест отклонили.
И тут жюри (с подачи тех же американцев) принимает весьма неоднозначное решение – на следующий день начать полеты в 6 часов утра вместо положенных 9, в надежде захватить с утра хорошую погоду. Команда просыпается в 5 утра. Взгляд на небо – погоды нет. Тем не менее, завтракаем, готовимся. Звонок директора соревнований: отбой, вылет не ранее 9 утра. Полусонные, бредем в номера, но заснуть уже не удается. Через час двигаемся на аэродром. Невыспавшиеся пилоты буквально падают на матрасы в палатке для отдыха и засыпают в ожидании вылета.
К полудню погода расщедрилась, и начались полеты. Курылев отлетал уверенно, без ошибок, несмотря на гигантское нервное напряжение, длившееся более двух суток. Он должен быть в тройке лидеров. Слетали Переверзев и Корчагин - чисто и красиво. Мы подходим к компьютеру и видим, что их результаты явно недооценены – их нет даже в десятке.
Следует заметить, что программа подсчета результатов – это сложная статистика, которая учитывает возможные ошибки судей (понижая или повышая их рейтинг в подсчете очков) и динамически исправляет результаты. Поэтому пока не слетает крайний спортсмен, результаты постоянно перемешиваются. И первый может вдруг «отъехать» вниз очков на 20-30. Поэтому вся наша команда с нетерпением ожидала крайнего полета перед экраном монитора. И, наконец, ввели все оценки, и мы увидели, что абсолютное первенство по сумме двух упражнений выиграл Александр Курылев! С отрывом в 86 очков от американского пилота Холланда, занявшего второе место! Именно столько нам не хватало до командной победы. Считаем очки, и точно – команда тоже первая! Чемпионат закончен, можно выдохнуть.
В заключении хочется отметить, что произвольную программу выиграл опытный украинский спортсмен Сергей Пролагаев, который прошел школу сборной команды СССР по высшему пилотажу. Среди наших спортсменов надо особенно выделить успех Антона Беркутова – дебютанта Сборной России и Чемпиона Мира в командном зачете.

Анатолий БЕЛОВ, для ИА «Спортком»

Фото автора


Смотрите также

Бешеный выиграл схватку в пустыне

На открытии сезона соревнований по авиа-слалому Red Bull в Абу-Даби с ...

Полтора миллиона зрителей собралось на "Red Bull Air Race" в Стамбуле

Полтора миллиона зрителей, собравшихся на пляжах Золотого Рога в Стам ...
В разделе Авиационный спорт

Российские пилоты-лучшие в мире!

В субботу, в городе Бургос (Испания), завершился чемпионат мира по вы ...

В Новосибирске состоится ЧМ по высшему пилотажу на самолетах ЯК-52

Первый чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах ЯК-52 пройдет ...

Авиаперевозчики:
ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии»
Авиакомпания «Домодедовские авиалинии»
ОАО «Авиакомпания «Омскавиа»
Авиакомпания «Сибавиатранс»
Погода в Самаре:
GISMETEO: Погода по г.Самара
Советуем посмотреть:
Наши гости:


www.samara-airlines.ru