Авиакомпании Самары и РоссииБезопасность ✈ Воздушные асы или воздушные хулиганы?

Воздушные асы или воздушные хулиганы?

Когда речь идет о воздушных асах, невозможно провести четкую границу между новаторством и хулиганством. Ведь до сих пор перед глазами летчиков стоит пример Валерия Чкалова, который был хулиганом высшей пробы. Многие летчики пытаются на современных машинах повторить то, что делал Чкалов. Не всем удается.

Бетонная полоса аэродрома стремительно поджимала самолет снизу, лишь несколько секунд оставалось до соприкосновения машины с землей. "Зайти на посадку красиво, как никто до меня, – думал Валерий. – Зайти в "бочке", покрутиться, выровнять самолет перед касанием. Встать на полосе, как лист перед травой…" Самолет послушно завалился набок, перевернулся и тут же Валерий почувствовал, что страшная сила, которая называется подъемной, теперь играет против него, что она давит на металл крыльев, стараясь вогнать машину в землю, а скорость, скорость… Скорость и высота МиГ-29 оказались слишком малы.

Ас или безумец?

Так погиб Валерий Гусев, проиграв соревнование в удачливости своему тезке Чкалову. В дни торжеств 9 мая 2005 года опытнейший пилот, майор ВВС Гусев, в составе лучших боевых самолетов обеспечивал прикрытие Москвы с воздуха. Через два месяца его МиГ горел черным дымом в ста метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Андреаполь.

В официальном заявлении командование ВВС тогда выразилось так: "Летчик на предельно малой высоте в 145 метров выполнял непредусмотренную летным заданием фигуру высшего пилотажа "бочка", с отклонением от установленной техники пилотирования, без запроса разрешения у руководителя полетов. Перед столкновением истребителя с землей летчик попытался катапультироваться. Однако, из-за положения самолета, в этот момент он находился в перевернутом положении с правым креном 120 градусов, и низкой высоты ему это не удалось. Летчик – майор Валерий Гусев, погиб". Главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов выразился короче: "То, что сделал Гусев, иначе как хулиганством не назовешь, самое настоящее, даже трудно описуемое, хулиганство".

Что ж, если бы Нестеров во время исполнения знаменитой петли погиб сам и погубил машину, и его назвали бы безумцем и разгильдяем. А если бы Гусеву удался его трюк, не исключено, что на авиасалоне в Ле Бурже российские асы заходили бы на посадку, вращая бешеные бочки над самой газонной травкой, заставляя давиться слюнями зависти зарубежных мастеров.

Военно-воздушные силы давно столкнулись с проблемой летчиков-хулиганов. Возможно, она ровесница самой авиации. Пилоты хулиганили и дерзко нарушали тогдашние правила полетов на "фарманах", "ньюпорах", "ишаках". Хулиганили в мирное и даже в военное время, когда ответственность и кары были гораздо жестче. Прототип сразу двух героев фильма "В бой идут одни старики" – Кузнечика и капитана Титаренко – генерал-лейтенант Виталий Попков как-то признавался: "Пожизненное дежурство по аэродрому мне дали не за ловлю кузнечиков. Я тогда за санитаркой одной ухаживал и, когда на задание шел, на бреющем над госпиталем пролетал, а там больные с коек падали, – и добавлял. – Правда, в Забайкальский военный округ не за воздушные выкрутасы сослали, а после того, как из-за меня Сталина в задницу ранило. Мы с Васей на рыбалку пошли. Раскрутил я толовую шашку, бросил – она за ветки зацепилась. Я успел убежать, а он нет".

Из хулиганства рождается мастерство, и наоборот. Такая вот диалектика авиации, и никуда от нее не денешься. Помнится, в 2003 году, комментируя падение Ми-8 в Чечне, тот же главком Михайлов объяснил, что катастрофа произошла из-за "махрового хулиганства" летчика: "Он задел за столб – вы представляете, на какой высоте он шел!" Вот тут слукавил главком – "опустил" пилотов ниже плинтуса.

Летчик-истребитель, а ныне писатель Юрий Никитин, однажды в доверительном разговоре признался корреспонденту "НВ", что, в бытность курсантом летного училища, участвовал в таких рисковых соревнованиях: во время самостоятельных учебных полетов бросал самолет в пике, а выводил его перед самой землей. С таким расчетом, чтобы машина прошла под (!) линией электропередачи, ведущей от села к ферме. "В момент выхода из пике тело буквально расплющивает: скорость-то страшная! – заметил Никитин. – Однажды я, из-за перегрузки, на несколько секунд потерял сознание. Как вывел самолет? Не помню. До сих пор считаю, что мне Господь помог". Юноши называли это между собой "косить траву". Командование училища, естественно, не было посвящено в подробности забав молодых пилотов. Открылась тайна воздушной рулетки из-за боязливости одного из курсантиков – он выровнял самолет слишком рано, зацепил за провода, и сел на аэродроме со здоровущей проволочной бородой на хвостовом оперении. Так вот: не надо думать, будто наши летчики не умеют барражировать на малых высотах и на лету подметки рвать. С училища умеют! Другое дело, что и на старуху бывает проруха…

В августе 2003 года под Уссурийском при заходе на посадку, на глазах у тогдашнего министра обороны, нынешнего вице-премьера Сергея Иванова, над взлетно-посадочной полосой столкнулись два военных вертолета Ми-24 – "летающие крепости". Оба вертолета загорелись и рухнули вниз, погибли пять человек. Старший летчик ведомого вертолета при заходе на посадку сблизился и задел винтом балку и хвостовой винт ведущей машины. "Это было легкомыслие, бравада и воздушное хулиганство", – так решил Иванов. Заход одновременно пары вертолетов на аэродром, якобы, не планировался. Как знать, как знать, планировался, или нет? Поразить главнокомандующего синхронным маневром двух боевых машин – перед таким соблазном устоять трудно. Не исключено, что пилоты имели негласное указание командования рискнуть. А не получится – легко списать на необдуманную браваду.

Небо, самолёт, девушка

Разумеется, кроме проблемы воздушного хулиганства, под которой все-таки надо подразумевать плодотворный риск, имеет место быть прямой непрофессионализм. В советские времена особенно отличались в этом плане летчики сельхозавиации.

В тамбовской области был инцидент: загрузили "кукурузник" удобрениями, с целью раскидать химикалии над полями. Пилот, скажем, Вася Пупкин, поднял своего "горбунка" в воздух и тут увидел с верхотуры, что на грядках копошится бригада сельских девушек. "Вот случай козырнуть! – подумал Пупкин. – Запомнят бабы Ваську!" Разогнался, пошел на снижение и, с ревом пролетая над головами перепуганных девушек, высыпал на них добрый контейнер.

Крупинки удобрений окатили женщин, словно охотничья дробь. А Вася не поленился – десять раз пролетал над ними, да низко. Девушки в середине поля, убежать некуда, воют, а дураку потеха... Конечно, это был совсем уж исключительный случай любовного головотяпства, который в итоге стоил пилоту свободы.

"Шерше ля фам" комиссиям по разбору авиакатастроф приходится во многих случаях. Так, например, доигрался в амуры один из пилотов ВВС Испании – 34-летний капитан Франсиско Кабесас.

Летчик, уроженец Баесы, всякий раз, пролетая над родным городом, развлекал свою семью воздушной акробатикой. Во время очередного самодеятельного шоу он потерял управление самолетом "CASA-101" и врезался в жилой дом прямо в центре города. Спасатели, прибывшие на место катастрофы, нашли на верхнем этаже здания погибшую женщину.

Также недавно еще один влюбленный авиатор здорово перепугал жителей Окленда – столицы Новой Зеландии. Хулиган на спортивном самолете начал выписывать опасные кренделя прямо над городской телевышкой "Sky Tower", где в это время находились сотни людей.

Машина снизилась до критически опасной высоты и пару раз пролетела буквально в нескольких метрах от вышки. В самом популярном развлекательном заведении столицы объявили срочную эвакуацию. Самолет, однако, взял курс в сторону океана и довольно удачно плюхнулся в воду в районе пляжа Кохимарама.

Летчик, устроивший ночное шоу над Оклендом, остался жив. Это был 33-летний инструктор летной школы, решивший таким образом привлечь внимание бросившей его жены.

Автор: Константин Лапкин


Смотрите также

Тревога в лондонском аэропорту Хитроу оказалась ложной.

Тревога в лондонском аэропорту Хитроу оказалась ложной. Об этом сообщ ...

Ветер против вертолетов: порывы ветра как аварийный фактор в легкой авиации.

Сначала он выбирает себе "жертву", делает несколько, казалось бы, нез ...
В разделе Безопасность

Российские власти спасают отечественные авиакомпаниии от черного списка ЕС.

Федеральное агентство воздушного транспорта ("Росавиация") в пятницу ...

Самолеты станут умнее.

2006 год стал для России рекордным по числу авиакатастроф. И вот межв ...

Авиаперевозчики:
ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии»
Авиакомпания «Домодедовские авиалинии»
ОАО «Авиакомпания «Омскавиа»
Авиакомпания «Сибавиатранс»
Погода в Самаре:
GISMETEO: Погода по г.Самара
Советуем посмотреть:
Наши гости:


www.samara-airlines.ru